Игорь Суворов — 21-летний студент третьего курса Факультета философии ZČU, направление — международные отношения. Как поступить, тяжелые ли экзамены, можно ли совмещать учебу с подработкой — ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.
— Расскажи, как ты учил чешский?
— Чешский язык я учил, пожалуй, немного дольше, чем все, так как за месяц до отъезда записался на курсы чешского консульства у меня в Екатеринбурге. Это позволило мне получить базовый набор знаний, который облегчил жизнь в первые три недели после переезда.
Я проводил аналогии с русским и другими славянскими языками, искал подобные слова, разбирался, как правильно строить предложения и так далее. Это, мне кажется, помогло больше всего. Но одних курсов, конечно, недостаточно. Регистрация в Tinder или на Lide.cz может стать вашим джекпотом. Именно там, спустя месяц обучения, я отыскал первую партнершу-чешку. Нет, это не то, о чем вы подумали. Она — для практики языка.
Без музыки никуда. Даже с минимальными знаниями можно вписать на YouTube «český raр» и открыть исполнителей, таких как Rytmus (на самом деле он словак), Vladimír 518, PSH, или Hugo Toxx. Если не зашло, попробуйте старину Ярду Ногавицу — это такой местный Высоцкий. На худой конец ваша же бабушка посоветует вам Карела Готта.
— Ты уже предполагал, куда и на кого будешь поступать?
— На курсы я ехал с целью постичь секреты мировой политики (международные отношения по-рабочекрестьянски) и поступить в Карлов. В первый же день в Праге я сфотографировался у здания факультета и сказал: «Вернусь сюда через год». Ирония в том, что я даже не подал туда документы. К весне я подался на информационную безопасность (ЧВУТ), строительную инженерию (ЧВУТ) и неорганическую химию (ВШХТ). В качестве “плана Б” выступили политология (Градец Кралове) и две “приглашки” (чеш. přihláška — заявка) по МО в Брно и Пльзень. Чисто для приличия. План работал полгода. За это время я прочитал пять книг по истории и политике, три из которых были на чешском. И тут меня осенило, что международные отношения — реально интересная вещь.
— Какие были вступительные?
— На технических специальностях были обычные тесты с задачками. 20 заданий с разным уровнем сложности. График надо было построить, уравнение решить, что-то поделить — словом, чуть измененная часть В в ЕГЭ. На гуманитарных тоже тесты, только цифры встречаются реже, чем буквы. В Пльзене был письменный тест на 60 вопросов: 40 — на чешском, 20 — на английском. Вопросы разные, но все касались истории, политики и географии. Спрашивали, например, «кто был оппонентом Барака Обамы на выборах 2008 года?», «когда распался СССР?», «как сейчас называется Сталинград?», «куда впадает Дунай?», «что такое Британская Колумбия и где она находится?» и так далее. Такой средний по сложности тест на общий кругозор. В Градце было примерно то же, только 100 вопросов. В Брно надо было написать два эссе на какие-то заранее неизвестные темы. Собственно, его я и не сдал. В итоге поехал туда, куда не поехал никто. В Пльзень.
— А почему, собственно, Западночешский Университет и почему именно Пльзень?
— Меня привлекло название “Международные отношения — территориальные студии”. “Териториалки”, как мы их называли, делились на две группы. Одна ориентируется на Запад (англосакска студиа), конкретно на Великобританию и США, другая — на Восток (русска студиа), то есть Венгрия, Польша, СССР, Россия и другие. Предметы: история, политические системы, литература, музыка/кинематограф отдельных стран и тд. Плюс иностранный язык — английский или русский (да, его можно выбрать в качестве иностранного). Я выбрал западную, так как обещали половину учебы на английском, разные стажировки и выезды в страны, которые изучаешь. А поскольку мой английский был хуже, чем у Шварценеггера после переезда в США, Пльзень предлагала реальную возможность подтянуть язык. Да и попутешествовать хотелось.
— Про учебу. Многих интересует ее сложность. Ты как сам на это смотришь? Сложно?
— В целом, нет. Но это не означает, что она была лафой. Нужно приложить хоть какие-то усилия — читать книжки, смотреть новости, интересоваться тем, что творится в мире. Если это не делать, учеба на международке превратится в изучение исторических фактов, дат, фамилий и событий. Ребята, которым это все было чуждо, покинули нас спустя полгода. Кто-то не справлялся, кто-то просто перестал ходить в универ, кто-то говорил, что МО — туфта. Кого-то пугали семестралки по 6-8 страниц на чешском.
Самое сложное, пожалуй, не экзамены. К ним подготовиться не составит труда. Человек же ходит на лекции, что-то записывает, какую-то информацию слышит и запоминает. И раз в полгода сядет, посидит два-три дня перед сессией, все — давайте зачетку. А вот дипломная работа — другой разговор. Самое сложное — заставить себя сесть и писать умный текст. А раз мы пишем умный текст, то и слова должны быть умные. Реальность такова, что словарный запас иностранца ограничен какими-то модельными фразами из серии z mého pohledu, to vyplývá z или z daného hlediska. Они как бы придают окрас тексту (на самом деле нет), но текст становится нечитабельным. А потом подлатает грамматика и наносит удар под дых. И вам приходится текст переписывать до тех пор, пока он не будет понятен и читабелен. Отсюда возникают с ведущим работы и недопонимания. Но это то, на что мы подписываемся. Я не был первым с такой проблемой. Явно не последний.
— Объясни, в чем плюсы обучения на междунаодных отношениях. Говорят, студенты ездят на зарубежные стажировки. Это правда?
— Да. Самый главный бенефит — это, пожалуй, куча платформ и возможностей куда-то уехать и пройти стажировку. При желании можно поехать в Брюссель, Страсбург или Люксембург и пройти стажировку в одной из институций Евросоюза, что очень и очень престижно. Либо уехать на месяц в Эфиопию и посмотреть на темнокожих ребят в спортивных костюмах и с Автоматами Калашникова/РПГ-7 на плечах (спойлер: их в столице мало).
Существует два типа таких программ — учебные стажировки и рабочие. На одной вы поедете учиться в другой заграничном университете, скажем, в Португалии. Там вы ходите на пары, сдаете какие-то экзамены — вы просто студент. Либо же можете поехать куда-то очень далеко получать вдохновение для написания дипломной работы. Очень помогает, к слову. Провернуть такой ход конем вам помогут гранты программы ERASMUS+, INTER, Freemovers. За это вам ещё заплатят стипендию в твердой валюте. Если вы едете на ERASMUS, то ожидайте получить 330 евро в месяц (для стран Восточной Европы и Турции), 450 евро (Германия, Франция, Австрия, Греция, Испания итд.), и наконец 510 евро (скандинавские страны, Великобритания, Ирландия). На других программах ожидайте 15 000 крон в месяц.
Рабочие/практические стажировки заключаются в том, что университет высылает студента на период от 3 до 12 месяцев в определенное учреждение. Это может быть Еврокомиссия, Европарламент, Чешский Центр, Чешское Торговое Представительство, Библиотека ЕС и так далее. Это предложит университет, либо вы все найдете и договоритесь сами. Университет вам потом выдаст на это деньги. За подобные вещи платится повышенная стипендия — 480 евро, 600 евро или 660 евро в месяц по тем же категориям стран. Но есть один момент — за каждый цикл обучения (бакалавриат, магистратура и докторантура) можно поехать максимально на год.
Вы также можете ездить в различные летние школы и студенческие конференции. Но это вы делаете по личной инициативе. Они, как правило, финансируются из своего кармана, но как правило не дорогие и довольно интересные. Нет ничего лучше, чем провести неделю в другой стране, познакомиться с людьми со всей Европы или мира, ходить на разные тематические лекции и воркшопы, а потом пойти и крепко выпить, лечь поздно спать и повторять все то же самое в течение недели.
Пока я учился, я съездил на несколько подобных штук. Первый мой выезд был в начале второго курса — поехал на полгода в Германию по программе ERAMUS. Несмотря на все сложности с оформлением документов, это того стоило. До сих пор вспоминаю с улыбкой городок Бамберг, где я жил, ребят, с которыми гулял, бесконечные тусовки и путешествия. Без сомнения, это были лучшие полгода в моей жизни, и я определенно настроен поехать на ERAMUS ещё раз.
Помимо этого, я съездил на месяц в литейный цех российской дипломатии — в МГИМО. В поисках вдохновения для своего диплома. Самое интересное, что поездка в Россию никак не вписывалась в мою тему (“внешняя политика Дональда Трампа на ближнем Востоке”). Я ехал туда с целью получить рекомендательное письмо для прохождения стажировки в посольстве России в Чехии. Это же мечта студента-международника! Но, к сожалению, я подзабыл, что в моей родной стране некоторые вещи доступны только узкому кругу людей. Не положено, оказывается, лицам, прожившим за рубежом больше шести месяцев, приближаться к МИДу РФ, да и институтам власти вообще. У центра пропадает к вам доверие.
— Последний вопрос. Какими видишь свои перспективы?
— Сейчас главные цели — сдать ГОСы в июне, получить диплом и решить вопрос о легальном пребывании в стране. Я пока не знаю, хочу ли остаться в Чехии или куда-то уехать на год-два, поработать, получить опыт и знания, а потом пойти учиться. Очень бы хотелось сделать это в развивающейся стране Средней Азии или Африки. Сейчас я как раз работаю над этим. Также хочу получить титул магистра. Пока что мой фаворит — это rozvojová studia в Карловом Университете. С этой специальностью можно поехать на стажировки в развивающейся страны Африки, латинской Америки и Азии. Я очень обеспокоен ростом неравенства между продвинутым Севером и застрявшим в развитии Югом (термины МО для обозначения богатых и развивающихся стран). Думаю, на данном этапе это то, чем бы я хотел заниматься. А моя главная цель — работа в ООН. Это дзен, который я хочу постичь.